Правильный алгоритм смазки
О том, как правильно смазать катушку для спиннинга, написано и сказано уже немало. У каждого опытного рыболова есть свои небольшие секреты, как это сделать быстрее и эффективнее. Приведем правильную последовательность действий, которая поможет вам смазать рыболовную катушку просто, не затрачивая лишнего времени:
- Сначала удобно расположите на столе все, что приготовили для этого процесса: тут инструменты, там смазка для катушки, рядом – тряпочки и щетка и пр. Смазка безынерционных катушек не терпит суеты.
- Далее начинается разборка механизма:
Освободите шпулю и отверните ручку.
Осторожно произведите демонтаж втулки, на которой расположены регулировочные шайбы и подшипники. Это будет легче сделать с помощью тонкой отвертки или зубочисток.
Откручиваем болты удерживающие крышку обгонной муфты.. Из подшипника игольчатого типа извлекаем муфту
Аккуратно протираем их мягкой тканью, освобождая от загрязнений и старой смазки.
Откручиваем отверткой пыльники и извлекаем их, после чего полностью снимается крышка. Все извлекаемые детали и элементы располагайте на столе в определенной последовательности.
Маркером наносим отметки на основную пару шестерен. Это нужно для точной обратной сборки механизма.
С помощью пинцета демонтируем стоп-коробку.
Далее снимаем каретку, предварительно, с помощью пинцета, демонтировав ее стопор.
Теперь необходимо извлечь полностью свободную ось и вторую шестерню основной пары.
Все, разборка произведена. На этом этапе настоятельно рекомендуется сфотографировать все детали, это поможет потом, при сборке не запутаться в очередности их установки.
Теперь наступает этап очищения всех внутренних деталей механизма от старой смазки и загрязнений. Легче всего это сделать, поместив их в емкость с бензином.
Пока внутренние детали отмокают, следует с помощью зубочисток, щеток и мягкой ткани, очистить корпусные элементы.
Из подшипника игольчатого типа извлекаем муфту. Аккуратно протираем их мягкой тканью, освобождая от загрязнений и старой смазки.
Откручиваем отверткой пыльники и извлекаем их, после чего полностью снимается крышка. Все извлекаемые детали и элементы располагайте на столе в определенной последовательности.
Маркером наносим отметки на основную пару шестерен. Это нужно для точной обратной сборки механизма.
С помощью пинцета демонтируем стоп-коробку.
Далее снимаем каретку, предварительно, с помощью пинцета, демонтировав ее стопор.
Теперь необходимо извлечь полностью свободную ось и вторую шестерню основной пары.
Все, разборка произведена. На этом этапе настоятельно рекомендуется сфотографировать все детали, это поможет потом, при сборке не запутаться в очередности их установки.
Теперь наступает этап очищения всех внутренних деталей механизма от старой смазки и загрязнений. Легче всего это сделать, поместив их в емкость с бензином.
Пока внутренние детали отмокают, следует с помощью зубочисток, щеток и мягкой ткани, очистить корпусные элементы.
Далее очищаются все детали, после чего их нужно просушить, чтобы смазка для катушки от спиннинга легла уже на чистую поверхность.
Следующий этап – процесс сборки, в ходе которого происходит смазка безынерционной катушки. Чем смазывать катушку для спиннинга, мы определились заранее, главное сейчас – сделать все аккуратно.
Мнение эксперта
Книпович Николай Михайлович
Зоолог, гидробиолог
Увлекаюсь рыбалкой на профессиональном уровне.
Важно! Процесс сборки необходимо проводить в строгой обратной последовательности, учитывая расположение деталей на рабочем столе.
После сборки, необходимо проверить работу механизма
Особое внимание уделите узлу закрытия дужки. Он также должен быть смазан и срабатывать без задержек.
Если все функционирует так, как нужно, значит, вы все сделали правильно.
Описанный процесс, конечно, не очень простой и кропотливый, требует сосредоточенности и внимания, но как смазать катушку спиннинга не разбирая ее? Полноценной смазки без разборки-сборки механизма не получится. Возможно только обработать силиконовым спреем с высокой проникающей способностью дужку лесоукладывателя и внешний подшипник. Но это будет временная мера.
Чем смазать фрикцион катушки? Это частый вопрос среди спиннингистов. Для фрикционного механизма, некоторыми производителями, выпускается отдельный вид смазки. Если не нашли такого, некоторые бывалые рыбаки советуют после очистки от загрязнений, натереть его поверхности канифолью. Но может подойти и любая водостойкая густая смазка.
Симптомы повреждений и способы их устранения
Чтобы провести грамотный ремонт безынерционных катушек своими руками, равно как и инерционных, нужно предварительно определить причину поломки, и сделать это правильно. Конечно после разборки изделия можно явно увидеть деталь, которая вышла из строя. Однако проявление определенных симптомов неполадок поможет с большой вероятностью определить вышедшую из строя деталь до того, как катушка будет разобрана.
Виды неисправностей и их проявление:
- Внутренний шум. При возникновении в изделии посторонних звуков в процессе использования, следует сразу же прекратить ее эксплуатацию. Необязательно, что шум вызывает поврежденная деталь, он может быть и вызван попавшей в механизм грязью. Однако, если причина не в загрязнении изделия, то вероятнее всего из строя вышли подшипники. Тогда для того, чтобы осуществить ремонт рыболовной катушки, достаточно будет заменить изношенные детали.
- Скрип в катушке. Постоянное поскрипывание внутри корпуса сигнализирует рыбаку только об одном — пора разобрать катушка, очистить ее от старой смазки и обработать новой. Определить какая деталь или узел является источником скрипа достаточно проблематично. Поэтому лучше осуществить полное техническое обслуживание изделия.
- Леска неравномерно наматывается на шпулю. Иногда начинает происходить следующая ситуация — леска неравномерно укладывается на шпулю образуя передний либо задний конус. Исправить это достаточно легко. Если намотка происходит конусом вниз, то необходимо снять одну шайбу с основного вала катушки. В случае образования конуса вверх — шайбу нужно добавить.
- Дужка лесоукладывателя производит самосброс. Ремонт катушки для спиннинга своими руками в случае возникновения подобной проблемы следует производить в следующем порядке. В первую очередь нужно подтянуть болты крепления дужки, такая проблема вполне возможна из-за из ослабления. Если положительного результата достигнуть не удалось, тогда нужно увеличить жесткость пружины. Можно либо ее заменить на подходящую, либо под стержень установить прокладку для сжатия ослабленной пружины и придания ей необходимых свойств.
- Отказывает стопор обратного хода. Поскольку в основе механизма стопора лежит обгонная муфта, то скорее всего такая неисправность связана не с поломкой, а с элементарным загрязнением или скоплением густой смазки. В таком случае весь ремонт катушки будет заключаться в разборке муфты, ее очистке и смазке.
- Клин механизма под нагрузкой. Если при подмотке лески из катушки доносятся отчетливые стуки, а под определенной нагрузкой она вообще заклинивает, то с большой вероятностью можно говорить о том, что механизм главной передачи поврежден. Ремонт катушек в таком случае осуществляется путем замены шестерен главной передаточной пары.
- Обрыв лески из-за гайки фрикциона. Катушки с передним расположением фрикциона могут страдать следующим недостатком — при забросе распутывающаяся леска цепляется за гайку фрикциона и обрывается. Понятно, что дело здесь не в поломке, а в конструкторской недоработке, поскольку гайка на 1-2 мм выступает за боковую поверхность шпули. Ремонт фрикциона катушки в таком случае осуществить легко — разберите гайку и замените более толстую фетровую прокладку на более тонкую из пластика.
Для того, чтобы изделие прослужило вам в долгосрочной перспективе, его нужно правильно и бережно эксплуатировать, осуществлять периодическое техническое обслуживание и оперативно реагировать на любые признаки отклонения работы катушки от нормального режима.
Мнение эксперта Книпович Николай Михайлович Зоолог, гидробиолог
Увлекаюсь рыбалкой на профессиональном уровне.
Важно! Качество ремонта зависит не только от аккуратности разборки катушки, но и от качества обратной сборки. Тщательно вымывайте разобранные изделия, складывайте их по порядку — тогда ремонт с большой вероятностью пройдет качественно и успешно
Не стоит откладывать ремонт спиннинговых катушек в долгий ящик — промедление только усугубит положение дел и ускорит разрушение не только поврежденных деталей, но и тех, которые находятся с ними во взаимодействии. Это приведет к удорожанию ремонта или вовсе выходу из строя изделия!
Бывалые рыбаки не советуют разбирать и смазывать качественную новую катушку в течении 1-2 сезонов. При отсутствии проявления проблем допустима лишь легкая смазка вращающихся деталей для облегчения скольжения. Также помните, что некоторых поломок можно избежать зная правила эксплуатации катушек — например, вернувшись домой с рыбалки не оставляйте затянутым фрикцион, ослабляйте его. Это поможет избежать деформации и слипания фрикционных дисков во время длительного простоя катушки!
Топ-7 вещей, которых катушки не любят
Ну и напоследок перечислим вещи, которых стоит избегать любой ценой при эксплуатации ваших катушек:
- Не оставляйте катушку в автомобиле или на балконе летом — смазка разогреется и стечет с главной пары, ускорив ее износ;
- Не оставляйте катушку в автомобиле или на балконе зимой — смазка загустеет от холода и под нагрузкой может выбить обгонную муфту;
- Не роняйте катушку на песок, а если уронили — очистите щеткой песчинки перед продолжением эксплуатации. Отличным решением будет брать с собой раздвижную подставку для удилища, которыми пользуются маховики и фидеристы. Она немного весит, и помогает уберечь от контакта с песком и грязью не только катушку, но и сам бланк;
-5%
Подставка Три Кита для одинарных удилищ 0,8м 44 ₽
Подставка Три Кита для одинарных удилищ 0,8м
В корзину
-5%
Подставка Три Кита для телескопических удилищ 0,9-1,6м 116 ₽
Подставка Три Кита для телескопических удилищ 0,9-1,6м
В корзину
Подставка Balzer под удочку 60-105см 189 ₽
Подставка Balzer под удочку 60-105см
Уведомить о поступлении
- Если чувствуете сопротивление, вибрацию или посторонний звук при вращении — не пытайтесь провернуть рукоятку силой — вы скорее всего окончательно испортите катушку. Несите ее на ТО или обслужите самостоятельно;
- При вываживании или зацепе работайте бланком, не переносите нагрузку на катушку — от этого гнется шток, нарушается баланс ротора или может сломаться ножка. Для силового вываживания используйте мультипликаторы;
- Если катушка побывала в воде — это повод нести ее на ТО: даже после просушивания подшипники может прихватывать, а смазка — вымываться. Необходимо полностью промыть подшипники и заложить новую смазку;
- Большинство катушек не любит перестановки рукояток на другую, отличную от предусмотренной производителем сторону. Несмотря на такую возможность, перестановка рукояти уменьшает ресурс весьма значительно — более чем на 30-40%.
Характеристики катушки
При покупке следует обращать внимание на следующие технические характеристики катушки для спиннинга:
- размер шпули;
- скорость вращения ротора;
- вес.
Катушка для спиннинга устроена следующим образом:
- рукоять;
- антиреверс;
- шпуля;
- фрикцион (тормоз);
- лесоукладыватель (держатель лески).
Скорость и механизм работы ротора
Катушка оснащена ротором. Его механизм вращения состоит из 2 элементов:
- Устройства подачи шпули.
- Главной пары (передает вращение от ручки на ротор).
В роторе есть следующие детали:
- Ведомая шестеренка.
- Ведущее колесо.
На колесном валу имеется 4-гранное отверстие для рукояти катушки. При вращении ручки крутится и ведущее колесо. В итоге ведомая шестеренка вращает ротор.
Главная пара представляет собой редуктор с передаточным числом (так, 4,6:1, 6,5:1 и др.). Соотношение первого и второго числа — это отношение числа зубцов ведомой шестерни к количеству зубьев ведущей.
Механизмы катушки безынерционные
Чем мощнее ротор, тем больше диаметр шестерни в редукторе (главной паре).
Устройство подачи шпули — это каретка и иные элементы, периодически возвращающиеся в исходное положение. Существуют 2 типа устройства:
- Кривошипная шестерня-кулиса.
- Винтовая подача (уменьшает люфты).
Устройство с кривошипной кулисой имеет следующие детали:
- малая шестеренка (на колесном валу);
- шестерня-«паразитка»;
- каретка + направляющие;
- шток.
Вращение от рукоятки сначала передается на малую шестеренку, а затем на «паразитку». В итоге шестерня двигает каретку.
Рукоять
Ручка вращает механизм катушки для спиннинга. Однако иногда приходится ее переставлять в удобное положение (под правую или под левую руку).
Рукоять катушки для спиннинга
Чтобы переставить ручку, необходимо выполнить следующие действия:
- Снять гайку на фрикцион и шпулю (или нажать на кнопку фиксатора).
- Снять шайбы. Причем нужно снимать и шестеренки, расположенные под шпулей.
- Отвинтить ручку.
- Выполнить перестановку рукоятки. Причем ручку нужно переставить на противоположную сторону корпуса катушки.
- Вкрутить винт в отверстие.
- Надеть шайбы и шестеренки, расположенные под шпулей.
- Надеть гайку на фрикцион и шпулю (или установить обратно фиксатор с кнопкой).
Скоростные катушки для рыбалки оснащены двойной ручкой. У них бывает и одна рукоять с компенсатором. Компенсаторное устройство предотвращает вибрацию, появляющуюся из-за несбалансированности ручки для катушки спиннинга.
Антиреверс
Под обратным ходом катушки на спиннинг понимается вращение ручки и ротора, которое направлено в сторону намотки лесы на шпулю. Обгонная муфта отвечает за блокировку движения рукоятки «на себя». Таким образом, во время рыбалки антиреверс не позволяет ротору провернуться в обратную сторону, а лесе — «завязнуть» и образовать ненужные узлы.
Антиреверс устанавливается внутрь катушки. Снаружи ее корпуса установлен рычаг, отключающий стопор обратного вращения или проводящий его в действие.
Современные катушки оснащены мгновенным антиреверсом. Он идеально подходит и при применении плетеной малорастяжимой лесы.
Фрикцион
Фрикцион настраивает силу натяжения, необходимую для стягивания лесы со шпули. В итоге он снижает силу удара и уменьшает рывки как при вываживании, так и при подсечке.
Также фрикцион страхует удилище от сильных нагрузок. Таким образом предотвращается поломка удочки и обрыв лесы.
Фрикцион катушки для спиннинга
При регулировке фрикциона силу торможения нужно настроить таким образом, чтобы она была на 1/3 меньше силы натяжения применяемой лески. Так, на рыбалке применяется леса с разрывной нагрузкой в 6,0 кг. В итоге фрикцион должен давать такое усилие, при котором отпускается (стравливается) леска в 4,0 кг.
В итоге продлевается срок эксплуатации удилища. Ведь после регулировки фрикциона удочка подвергается меньшей нагрузке.
Для успешной настройки фрикциона нужно привести рыболовную снасть в рабочее состояние. Алгоритм действий выглядит таким образом:
- На лесу надевается крючок приманки.
- Леска цепляется за дерево.
- При отдалении от дерева принимается положение, как при вываживании.
- Удочка сгибается, а леса — максимально натягивается.
- Фрикцион отпускается до трещотки.
Регулировка фрикциона успешно завершена.
Размеры шпули
Еще одним немаловажным параметром катушки для спиннинга является размер шпули. Каждая цифра показателя удочки представляет собой произведение длины лесы на ее диаметр. Таким образом определяется вместительность шпули.
Как разобрать безынерционную катушку
Разбирая безынерционную катушку, раскладывайте все ее детали по порядку справа налево, это позволит быстро и правильно собрать катушку.
Внимательно запоминайте положение и порядок установки всех деталей, следуйте следующей инструкции.
Этапы разборки катушки:
- Снимаем гайку фрикционного тормоза;
- Снимаем шпулю;
- Снимаем шайбы и шестеренки на штоке;
- Откручиваем ручку;
- Разбираем механизм катушки: откручиваем болтик, фиксирующий гайку.
- Аккуратно откручиваем ключом или плоскогубцами зажимную гайку ротора;
- Снимаем ротор
- Снимаем с ротора дужку лесоукладывателя и механизм, защелкивающий ее.
- Разбираем ролик лесоукладывателя (откручиваем отверткой);
- Откручиваем болты и заглушки на крышке и снимаем крышку.
- Внутри катушки вы увидите две шестерни и бегунок — это главный механизм.
- Далее нужно снять шток, предварительно выкрутив болтик, который его крепит.
- Снимаем основную шестерню, маленькую шестерню и остальные детали.
- Для снятия пальчиковой шестерни откручиваем три болта.
- Снимаем подшипник с пальчиковой шестерни.
- Снимаем цилиндр с пальчиковой шестерни.
Разборка катушки завершена!
Видео по разборке и сборке смотрите ниже по тексту.
Сборка катушки проводится в обратном порядке.
Как ухаживать за катушками на рыбалке
Если вы ловите спиннингом, то катушка постоянно будет в рабочем состоянии
Важно только хорошо зафиксировать на катушкодержателе, чтобы не было люфтов. При ужении на удочку, донку или фидер необходимо позаботиться о том, чтобы катушка не соприкасалась с землей, чтобы внутрь не попадала вода, песок и мусор
Вот правильная установка удочки с катушкой на берегу:
Мы видим, что держатели удилищ находятся на рогульках на значительном расстоянии от земли. Песок никак не попадет внутрь катушки. На многих водоемах часто меняется уровень воды. И бывает так, что при очередном повышении вода доходит до катушек и даже накрывает их. Рыбак в это время находится далеко от удилищ и распивает крепкие напитки. Естественно, что внутрь катушки попадает вода и песок. После этого ее придется ремонтировать.
Еще такой способ размещения удилищ хорош тем, что рыболову будет легко делать подсечку, поскольку удилища расположены прямо возле его кресла.
Вот так располагать удилища на берегу неправильно:
Катушки близко расположены к земле и есть вероятность попадания внутрь мусора и песка.
А что же делать, если катушку уронили в воду? Не нужно вращать ее. Лучше всего отложить в сторону, пусть вода немного уйдет, а дома ее следует просто разобрать, удалить воду и протереть тряпкой, просушить феном недоступные места и смазать подшипники. Если катушка дорогая, лучше все-таки не рисковать и отнести в сервис. Там ей сделают нормальное ТО по вполне нормальной цене. И вы получите полностью рабочую катушку.
Если катушка упала в песок, то поднимаем ее, не переворачивая. Песчинки должны отстать, если катушка не намочилась и песок не влажный. Далее необходимо аккуратно тряпочкой смахнуть песок и снять шпулю. Дальше смотрим не попал ли песок на шток или внутрь шпули. Если песок есть, то тщательно тряпкой выбираем его и тоже самое делаем со шпулей. Использовать дальше катушку не надо. Песок может попасть на шестерни, что очень нехорошо. Собираем назад катушку и откладываем ее в сторону. Дома разберем катушку, удалим песок с деталей, промоем их в бензине и нанесем новую смазку. Но опять же, если нет уверенности в своих силах, лучше не рисковать, а занести ее на ТО в сервисный центр.
Как разобрать катушку спиннинга?
У большинства опытных рыболовов сформировались собственные способы и схемы по смазке катушек для спиннинга, тем не менее, мы посоветуем вам как это делать наиболее эффективно.
Для этого расскажем о правильной последовательности всех действий. Выполняя всё «по госту» вы сможете смазывать катушки, не тратя на это лишнего времени.
Последовательность смазки
Разместите на столе всё, что вам необходимо — емкость со смазкой, инструмент для разборки, тряпочки (желательно из микрофибры), щетки. Помните — никакой спешки, всё нужно выполнять спокойно.
Разбираем механизм катушки для спиннинга. Освобождаем шпулю, отворачиваем рукоятку. Далее высвобождаем втулку
Помните: втулку необходимо демонтировать максимально осторожно и аккуратно. На втулке будет расположен подшипник (или несколько подшипников, зависимо от модели) и набор регулировочных шайб
Для этих работ вам понадобится тонкая отвертка и зубочистка. После процедуры — открутите болты обгонной муфты.
Из подшипника необходимо извлечь муфту. После — протирайте и игольчатый подшипник, и муфту тряпочкой. Старайтесь полностью освободить детали от остатков старого масла. Загрязнения и песчинки — должны быть полностью убраны.
Извлекайте пыльники, предварительно открутив их. После — снимите крышку. Не бросайте в одну кучу все детали, даже, если это для вас уже стало привычной процедурой. Аккуратность — не удел новичков, а принцип профессионалов. Старайтесь все извлеченные фрагменты механизма складывать в один ряд последовательно в порядке разборки.
Нанесите пометку на главные шестерни, это необходимо для идеальной сборки.
Извлеките коробку. Для этого вам понадобится пинцет. Далее, извлеките (опять-таки при помощи пинцета) стопор каретки, после чего извлеките саму каретку.
Извлеките ось и еще одну шестерню главной пары. На этом этапе полную разборку можно считать удачно завершенной.
Новичкам рекомендуем сфотографировать все, что видите перед собой. Это, как показывает опыт, может облегчить процесс сборки. После разборки нужно очистить все фрагменты механизма катушки. Поместите детали в бензин. Этот способ стар, но эффективен, он применяем в автосервисе, идеально убирает с деталей пыль, песок и коррозию. Во время отмачивания деталей в бензине, при помощи щеток и зубочисток необходимо произвести полную очистку элементов корпуса.
После очистки деталей просушите их обычным бытовым феном. Именно сушка препятствует появлению коррозии в будущем.
Смазка катушки и сама сборка происходят одновременно. В исключительно обратном порядке (никак иначе, никаких исключений!) вы производите сборку механизма, смазывая при этом ротор, втулку, подшипники и ось. Сразу по окончанию сборки проверьте работу механизма, он должен работать четко, мягко, без шума, скрипа и заеданий. Помните, что узел, закрывающий дужку, тоже должен быть смазан. Если работа катушки для спиннинга происходит без сбоев и провалов, это означает, что вы удачно провели процедуру смазки безыинерционной катушки.
Можно ли смазать катушку, не прибегая к ее полной разборке?
Ответ: нет. Смазка не состоится, пока вы не очистите детали и не смажете их заново. Используя аэрозольный силиконовый спрей, более или менее приемлемого результата можно достигнуть, не разбирая катушку. Но это только лишь временно, разбирать, смазывать и собирать — так или иначе, придется.
Чем смазать катушку, производители смазок
Все виды смазок можно условно разделить на следующие виды:
- Фирменные смазки, которые рекомендуют производители рыболовных изделий. Чаще всего производятся в форме спрея.
- Отечественные смазки являются устойчивыми к морозу и не портят резиновые детали.
- Силиконовые смазки являются водоотталкивающими, применяются для различных видов рыбных товаров.
Примечание! Вид смазки может быть также густого, жидкого и универсального типа, каждый тип смазки может иметь свои преимущества и недостатки.
Густая смазка
Использование густой смазки позволяет качественно промазывать все части снасти. Кроме того густой тип смазки не стекает и длительное время защищает изделие от возможных загрязнений.
Можно использовать следующие фирмы, производящие смазку:
- Reel Grasso silicone;
- Okuma;
- Abu Garcia Precision Grease;
- Shimano DG01.
При использовании густой смазки необходимо разбирать изделие и смазывать каждый составляющий элемент отдельно.
Примечание! Наиболее часто используются для подшипников и шестерен. Недостатком густой смазки является то, что мелкие детали смазываются чаще всего в большом количестве, что приводит к неправильной работе изделия.
Жидкая смазка
Может проникать в самые дальние части рыболовной снасти, смазка находиться в изделии и не покидает его, при этом постоянно циркулирует, смазывая составляющие части. Чаще всего жидкие смазки производятся в форме спрея с удобным наконечником.
Могут быть использованы следующие виды:
- Hedgehog Studio Alchemy Oil Medium Light;
- Abu Garcia Reel Oil;
- Daiwa Reel Oil 2.
Отметим! Чаще всего жидкий тип смазки используется для вращающихся элементов, подшипников. Может применяться как для обычных снастей, так и для катушек, используемых для ловли в морских условиях.
Универсальная смазка
Применяется для полного смазывания изделия. Имеет среднюю консистенцию и считается наиболее подходящим типом смазки для спиннинговых катушек.
Могут быть использованы следующие смазывающие средства:
- Penn Pack Oil&Grease;
- Shimano DG09.
Универсальный смазывающий материал наиболее часто используется для катушек, которые часто эксплуатируются и подвергаются влиянию различных внешних факторов.
Отметим! Специалисты рекомендуют, применять универсальные типы смазок потому как материал является влагоотталкивающим и имеет необходимую степень защиты устройства от мороза.